культурология методичка

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

зования

«Вологодский государственный технический университет»

ВоГТУ)

 

 

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Методические указания по изучению курса

для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

всех специальностей и направлений бакалавриата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2013

УДК 008 (09)

 

. – Вологда: ВоГТУ, 2013. – 44 с.

 

Методические указания по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы при изучении курса.

 

Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей и направлений бакалавриата ВоГТУ.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ

 

 

Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент;

   Середа Н.Д., канд. филол. наук, доцент

 

   Асташов В.Н., канд. филос. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усл.печ.л. . Тираж .

Печать офсетная. Бумага офисная. Заказ № _____

 

Отпечатано: РИО ВоГТУ, г.Вологда, ул.Ленина, 15

В В Е Д Е Н И Е

 

Цели и задачи дисциплины

 

Культурология относится к базовым учебным курсам обязательного блока гуманитарных дисциплин. Культурология – интегральная наука ХХ в., включающая данные философии, социологии, истории, искусствознания и др. Она дает системное представление о сущности, структуре и содержании культуры в ее исторической динамике.

Включение в учебную программу вузов технического профиля курса культурологии вызвано настоятельной потребностью гуманитаризации высшего образования.

циалиста, обладающего качествами, которые помогут ему гармонично включиться в современные социально-экономические и общекультурные процессы.

Предлагаемый курс охватывает наиболее важные проблемы теории и истории мировой и отечественной культуры.

предполагают

ствующую формированию одностороннего технократического мышления;

осуществление образования и воспитания студентов в процессе усвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества;

образии мировой культуры, закономерностях культурного процесса;

чественной культуры;

виям социального бытия и необходимой для саморегуляции культурного роста личности;

ностей прошлых эпох.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине

 

После изучения дисциплины

 

студент должен иметь представление

о феномене культуры, ее богатстве и многообразии;

гии культуры;

о месте отечественной культуры в мировом культурно-историческом процессе;

знать:

понятийный научный аппарат культурологии;

основные культурологические теории и направления;

туры;

уметь:

зировать учебный материал;

актуализировать знания, пользоваться усвоенным материалом в реальных жизненных ситуациях;

формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

 

Требования к минимуму содержания дисциплины

 

зация в мировом современном процессе.

С О Д Е Р Ж А Н И Е У Ч Е Б Н О Г О К У Р С А

 

Культурология как область знаний.

   Ее предмет и место в ряду наук

ределения. Культура и цивилизация.

Морфология и социальная динамика культуры

вая, элитарная. Общее и особенное в развитии культуры. Межкультурные коммуникации.

Социальные функции культуры

Культура в системе индивидуальных и общественных потребностей. Функционирование культуры. Культура и личность. Социально-нормативные и познавательно-коммуникативные функции культуры. Культурные ценности и нормы. Социальные институты культуры.

Историческая динамика культуры

тие культурной эпохи. Концепция развития культуры К. Ясперса.

Типология мировой культуры

кации мировой культуры. Культурные регионы.

дуизма в формировании индийской культуры. Особенности индийской философии, эстетики, искусства.

ско-религиозных учений в формировании культуры региона (конфуцианство, даосизм, синтоизм). Основные направления буддизма и их специфика.

Понятие европейской культуры и ее основные черты. Роль и значение римско-эллинистического культурного наследия и христианства. Культурно-конфессиональные различия: католицизм, православие, протестантизм. Роль европейской культуры в истории развития культуры региона.

туру региона. Особенности мусульманской культуры, эстетики, быта, нравов.

Место и роль культуры России

   в мировом культурно-историческом процессе

нофилов и западников как источник развития национального самосознания и «русской идеи». «Русская идея» в культурно-исторической концепции евразийства. Пути возрождения русской культуры.

Актуальные проблемы современной культуры

Социокультурные смыслы техники. Роль техники в динамике культуры. Техногенный характер современной цивилизации. Научно-техническая революция и ее социокультурные последствия. Технократизм как проблема общества и культуры. Культурный прогресс и культурный кризис.

 

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

 

В соответствии с требованиями (федеральный компонент) государственного общеобразовательного стандарта Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» культурология как одна из базовых дисциплин цикла включена в учебные планы всех специальностей, по которым ведется подготовка в Вологодском государственном техническом университете.

ра, а не накануне сессии или во время ее – подготовке.

просы, которые предназначены для самостоятельного изучения с помощью учебников и дополнительной литературы, даются методические советы по самостоятельной подготовке. Активная и осознанная работа на лекциях облегчит подготовку как к семинарам, так и к зачетам (экзаменам).

нарских занятиях полезно в записи вносить дополнения, почерпнутые из ответов других студентов, дополнений и обобщений преподавателя.

стоятельной подготовки учитывается при подведении итогов изучения дисциплины.

дания. Не забывайте завершать их указанием на источники своего знания (изученную литературу).

щихся на цифру 7 тем.

милия и инициалы автора, шифр, домашний адрес, название дисциплины.

торы не допущенной к защите контрольной работы или не защитившие ее к сдаче зачета (экзамена) не допускаются.

консультациях.

вать и другую литературу из постоянно пополняющегося арсенала.

 

 

У Ч Е Б Н О — М Е Т О Д И Ч Е С К О Е

О Б Е С П Е Ч Е Н И Е К У Р С А

Тематика семинарских занятий

 

Религия в системе культуры

альные функции.

Мифология и ранние формы верований.

Политеизм. Разнообразие форм политеистических верований в эпоху древнейших цивилизаций и античности.

Буддизм как политеистическая и как мировая религия.

Монотеизм. Иудаизм как первая монотеистическая религия.

тантизма): общее и различное.

Ислам как мировая религия.

 

Дополнительная литература для подготовки

лигии: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 289 с.

Донини, А. Люди, идолы и боги: Очерк истории религии / А. Донини. – М.: Политиздат, 1962. – 267 с.

ческие религии: курс лекций / А.Б. Зубов. – М.: Политиздат, 1997. – 386 с.

издат, 1991. – 183 с.

Крывелев, И.А. История религий: очерки в 2-х томах / И.А. Крывелев. – М.: Мысль, 1988. – 302 с.

Кулаков, А.Е. Религии мира / А.Е. Кулаков. – М.: АСТ, 1996. – 190 с.

ры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – С. 184 – 197.

собие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – С. 167 – 213.

Малерб, М. Религии человечества: миф, религия, культура / М. Малерб. – М.: Рудомино; СПб: Университетская книга, 1997. – 374 с.

Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 1994. – 168 с.

Поликарпов, В.С. История религий: лекции и хрестоматия / В.С. Поликарпов. – М.: Гардарики, 1997. – 290 с.

Религии мира / под ред. Я.Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994. – 168 с.

ка. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. – 239 с.

Религия в системе культуры // Культурология. Основы теории и истории культуры: учебник / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Специальная литература, 1996. – С. 217 – 231.

ник / под ред. Н.Г. Баграсарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 178 – 194.

Религия: История и современность: учебник / под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, 1998. – 328 с.

Тихонравов, Ю.В. Религии мира: учебно-справочное пособие / Ю.В. Тихонравов. – М.: Высш. шк., 1996. – 200 с.

Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. – М.: Наука, 1986. – 187 с.

Тэнасе, А. Культура и религия / А. Тэнасе. – М.: Политиздат, 1977. – 164 с.

ства // Культурология: учеб. пособие / под ред. В.А. Фортунатовой, Л.Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 153 – 179.

 

 

Искусство в системе культуры

альные функции.

Генезис искусства.

Искусство древнейших цивилизаций: общее и особенное.

Искусство античности.

Искусство европейского средневековья

Искусство эпохи Возрождения.

Стилевое многообразие европейского искусства Нового времени.

Стилевое многообразие европейского искусства Новейшего времени.

 

 

 

 

Дополнительная литература для подготовки

кий курс лекций / О.Ю. Белова. – М.: Аквариум, 1997. – 290 с.

тельский центр АЗ, 1997. – 269 с.

Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. – М.: Искусство, 1991. – 146 с.

Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. – М.: Современник, 1996. – 890 с.

собие / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 1999. – 238 с.

Зись, А.Я. В поисках художественного смысла / А.Я. Зись. – М.: Искусство, 1991. – 134 с.

во: учебник / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 1983. – 280 с.

Ильина, Т.В. История искусств: отечественное искусство: учебник / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 1994. – 268 с.

Искусство как явление эстетической культуры // Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – С. 285 – 327.

Искусство в системе культуры / под ред. С.Г. Иванова. – Л.: Искусство, 1987. – 127 с.

Искусство как феномен культуры // Культурология: учебник / под ред. Н.Г. Баграсарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 157 – 177.

собие / О.Б. Лисичкина. – СПб.: Специальная литература, 1997. – 556 с.

собие / В.Ф. Мартынов. – Минск: Тетра Системс, 1997. – 280 с.

собие / В.В. Смирнова. – М.: Издательский центр АЗ, 1995. – 258 с.

Угринович, Д.М. Искусство и религия: теоретический очерк / Д.М. Угринович. – М.: Политиздат, 1983. – 170 с.

собие / сост. Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. – 489 с.

новой. – М.: Искусство, 1985 – 270 с.

века: в лекциях, беседах, рассказах / П.А. Юхвидин. – М.: Новая школа, 1996. – 276 с.

сон. – СПб.: АОЗТ ИКАР, 1996. – 502 с.

 

Наука в системе культуры

ные функции.

Зарождение науки как прикладного знания в государствах Древнего Востока.

Античная наука, ее особенности.

Специфика развития научных знаний в период Средневековья.

Научная революция XVII – XVIII веков в Европе и ее роль в динамике культуры.

турные последствия.

 

Дополнительная литература для подготовки

Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. — М.: Прогресс, 1990. – 809 с.

МО-Пресс, 1999. – Т. 1 – 752 с.; т. 2 – 600 с.; т. 3 – 768 с.

века / В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеенков. – М.: Просвещение, 1993. – 186 с.

веков / В.С. Виргинский. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.

тие первых научных программ / В.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. – 176 с.

вв. – формирование научных программ Нового времени / В.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987. – 129 с.

Гайденко, В.П. Западноевропейская наука в средние века / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов. – М.: Наука, 1989. – 164 с.

Григорьев, В.И. Наука и техника в конспекте культуры / В.И. Григорьев. – М.: Высш. шк., 1989. – 133 с.

Зинченко, В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры? / В.П. Зинченко // Вопросы философии. – 1990. – № 1.

ян // Культурология: учеб. пособие / под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 124 – 152.

риллин. – М.: Наука, 1986. – 190 с.

века / В.С. Кирсанов. – М.: Высш. шк., 1987. – 136 с.

Косарева, Л.С. Социокультурный генезис науки Нового времени / Л.С. Косарева. – М.: Высш. шк., 1989. – 146 с.

ческого разума / Ж.А. Кондорсэ. – М.: Наука, 1936. – 89 с.

бие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – С. 214 – 228.

рия мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, 1995. – С. 166 – 183.

Поликарпов, В.С. История науки и техники: учеб. пособие / В.С. Поликарпов. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 185 с.

ник / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 178 – 194.

Степин, В.С. Становление научной теории / В.С. Степин. – Минск: Терра Системс, 1976. – 166 с.

Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1992. – 136 с.

 

 

Актуальные проблемы современной культуры

1. Проблема массовой и элитарной культуры.

2. Гуманизм и технократизм как противоречивые явления современной культуры.

3. Культура информационного общества и информационная культура: общее и различное.

4. Интернет как способ формирования новой интегральной культуры.

 

Дополнительная литература для подготовки

манит. специальностей . — М. : Знание России , 1993 . — 191 с.

Бенхбиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / С. Бенхбиб. – М.: Логос, 2003. – 350 с.

софия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. – М.: Искусство, 1994. – С. 485 – 499; 523 – 529.

ры. – СПб.: Петрополис, 2004. – 218 с.

Гофман, А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой / А.Б. Гофман // Социологические исследования. – 1990. – № 8. – С. 106.

Кармин, А. С. Основы культурологии : морфология культуры: учебник для вузов / А. С. Кармин . — СПб. : Лань , 1997 . — 509 с.

№ 5. – С. 77–92.

Культурологические проблемы постиндустриального общества // Культурология для технических вузов / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 386 – 430.

9. Массовая культура: учеб. пособие / авт. колл.: К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая. – М.: Инфра-М, 2004. – 304 с.

О понятии «информационная культура» // Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – С. 35.

Восстание масс // Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Искусство, 1991. – С. 315 – 327.

щественные науки и современность. – 2003. – № 2. — С.143-156.

рии и практики управления. – 2003. – № 2. – С. 17-22.

14. Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 43.

ры: учеб. пособие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – С. 229 – 244.

 

Тематика контрольных работ

 

Задание 1.

Выберите по последней цифре своего шифра проблемы (1, 11, 21, 31; 2, 12, 22, 32… 10 ,20, 30, 40).

ратуры изложение ОДНОЙ ИЗ НИХ.

ратуры.

 

Культурология: предмет, функции, методы исследования.

Культура и общество.

Культура и личность

Динамика культуры: традиции и новаторство.

Культурные универсалии, их роль в развитии культуры

Эволюция культурологического знания в европейской науке.

Проблема взаимодействия культур в современном мире

Человек и культура в теориях фрейдизма и неофрейдизма.

(Э. Кассирер, Л. Уайт, Ю. Лотман).

 

Игровые концепции культуры (Й. Хёйзинга, Г. Гессе).

Биосферные концепции культуры (П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, А. Чижевский и др.)

Концепция кризиса культуры П. Сорокина.

Восточные и западные типы культур.

Глобализация и интернационализация в сфере культуры.

Первобытно-синкретический тип культуры.

Античный тип культуры: Древняя Греция

Античный тип культуры: Древний Рим.

Эволюционные теории культуры (Э.Б. Тейлор, Дж. Дж. Фрэзер, Г. Спенсер, др.)

Концепции циклического развития культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби)

Информационная культура.

Древнерусская культура, ее особенности.

Библия как явление мировой культуры.

Молодежные субкультуры.

Научная революция в европейской культуре Нового времени.

Средневековый тип культуры.

Национальная культура, ее характеристики.

Этническая культура, ее особенности

Элитарная и массовая культура, проблема их взаимодействия.

Компьютерная культура в информационном обществе.

Культура постмодернизма.

Искусство в системе культуры.

Мораль в системе культуры.

Наука в системе культуры.

Техника в системе культуры.

Право в системе культуры

вв.

«Золотой век» русской культуры.

Русская культура «серебряного века»: живопись авангардизма

Особенности культуры соцреализма.

«Русская идея» как формула национальной русской культуры.

Задание 2.

ских понятия (1 и 11; 2 и 12… 10 и 20).

Дайте их развернутые определения.

Укажите источники своего знания.

 

 

атеизм

гелиоцентризм

геоцентризм

гуманизм

деизм

дуализм

парадигма

ментальность

монизм

монотеизм

пантеизм

плюрализм

политеизм

рационализм

сциентизм

технократизм

толерантность

эволюция

эклектизм

экуменизм

 

Задание 3.

ческих понятия (1 и 11; 2 и 12… 10 и 20).

Приведите их развернутые определения.

Укажите источники своего знания.

 

 

аккультурация

антропоценризм

артефакт

архетип

жанр в искусстве

инкультурация

массовая культура

культура

культурные универсалии

культурные ценности

культурогенез

ассимиляция

теоцентризм

эстетическая культуры

синкретизм культуры

субкультура

традиция

художественный стиль

цивилизация

экология культуры

 

Задание 4.

ных стиля (1 и 11; 2 и 12… 10 и 20).

Дайте их описание по следующему плану:

время и место возникновения;

причины возникновения;

характерные признаки;

тура, литература, театр, музыка и т.п.);

примеры произведений искусства и их авторов.

Завершите задание списком литературы, которую использовали при подготовке данного задания.

 

 

абстракционизм

фовизм

ампир

барокко

хэппенинг

готический стиль

импрессионизм

классицизм

кубизм

ренессансный стиль

перформанс

футуризм

реализм

рококо

романский стиль

романтизм

сентиментализм

символизм

сюрреализм

экспрессионизм

 

Задание 5.

По последней цифре своего шифра выберите религию. Дайте ее описание по следующему плану:

время и место возникновения;

причины возникновения;

основатель религии;

особенности символа веры;

обрядовая специфика;

регионы распространения;

роль религии в формировании культуры соответствующего региона.

Завершите задание списком литературы, которую использовали при подготовке данного задания.

 

 

буддизм

даосизм

зороастризм

индуизм

брахманизм

иудаизм

конфуцианство

вв.)

язычество древних славян

синтоизм

 

Задание 6.

Это задание следует выполнить ВСЕМ студентам, независимо от последней цифры шифра.

тизма – по следующему плану:

время образования;

внутренняя организация и глава церкви;

монашество;

паломничество;

высший авторитет в делах веры;

догмат о происхождении духа святого;

учение о Деве Марии;

учение о чистилище;

таинства;

посвящение в религию;

покаяние;

особенности богослужения, почитания предметов культа и святых;

посты;

запреты в еде, одежде;

отношение к браку духовенства;

отношение к браку мирян;

отношение к женщине;

наказание (епитимья);

основные праздники и обряды;

направления и секты.

ное положение страниц).

Не забудьте указать изученную по этому вопросу литературу.

 

 

Библиографический список

 

Основная литература

1. Бобахо, В.А. Культурология / В.А. Бобахо, С.И. Левикова. – М.: Фиар Пресс, 2000. – 400 с.

2. Горелов, А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 400 с.

Кармин, А.С. Культурология: учебник / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003. – 927 с.

Кондаков, И.В. Культурология. История культуры России: курс лекций / И.В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003. – 615 с.

Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 686 с. [ а также любое другое издание ]

Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 600 с. [ а также любое другое издание ]

Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Academia, 2003. – 605 с.

Культурология: курс лекций / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2003. – 303 с. [ а также любое другое издание ]

Культурология: учеб. пособие / под ред. А.И. Шаповалова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

Культурология: учеб. пособие / под ред. В.А. Фортунатовой, Л.Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – 303 с.

Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 571 с. [ а также любое другое издание ]

Культурология: учебник / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2004. – 709 с.

Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2005. – 566 с.

Теоретическая культурология / отв. ред. О.К. Румянцев. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 623 с.

 

Дополнительная литература

1. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А.И.Арнольдов. – М.: МГИК, 1993. – 240 с.

Багновская, Н. М. Культурология: учеб. пособие / Н.М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2005. – 297 с.

вв.: учеб. пособие / Т.И. Балакина. – М.: Издательский центр АЗ, 1997. – 256 с.

4. Белик А.А. Культурология: антропологические теории культур / А.А. Белик. – М.: РГГУ, 1998. – 241 с.

5. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии): учеб. пособие / А.Н. Быстрова. – М.: Маркетинг; Новосибирск: ЮКЭА, 2000. – 680 с.

6. Введение в культурологию: учеб. Пособие / под ред. Е.В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 336 с.

Викторов, В.В. Культурология: учебник / В.В. Викторов. – М.: Экзамен, 2004. – 558 с.

8. Георгиева, Т.С. Христианство и русская культура / Т.С. Георгиева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

Гуревич, П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – 333 с.

собие / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 473 с.

11. История и культурология: учеб. пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 1999. – 368 с.

12. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. – СПб.: Лань, 2000. – 387с.

13. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Лань, 1996. – 418 с.

14. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 1997. – 512 с.

Культурология. История и теория культуры: учеб. пособие. – М.: Знание, 1996. – 272 с.

бие / под ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 592 с.

Левяш, И.Я. Культурология: курс лекций / И.Я. Левяш. – Минск: Тетра Системс, 1998. – 540 с.

Малюга, Ю.Я. Культурология: учеб. пособие / Ю.Я. Малюга. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 278 с.

Мамонтов, С.П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. – М.: Высш. шк., 1996. – 272 с.

Мареева, Е.В. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие / Е.В. Мареева. – М.: Экзамен, 2003. – 191 с.

Оганов, А.А. Теория культуры: учеб. пособие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.– 384 с.

лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 399 с.

Пигалев, А.И. Культурология: учеб. пособие / А.И. Пигалев. – Волгоград: изд-во Волгоградского гос. университета, 1999. – 420 с.

Поликарпов, В.С. Лекции по культурологии / В.С.Поликарпов. – М.: Гардарики, 1997. – 344 с.

Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие / В.И. Полищук. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

бие / Ю.В. Рождественский. – М.:ЧеРо, 1996. – 288 с.

27. Розин, В.М. Введение в культурологию: учебник / В.М. Розин. – М.: ИНФРА — М-Форум, 1998. – 221 с.

Розин, В.М. Культурология: учебник / В.М. Розин. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.

Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры / А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2005. – 622 с.

Самохвалова, В.И. Культурология: краткий курс лекций / В.И. Самохвалова. – М.: Юрайт, 2002. – 267 с.

Сапронов, П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 560 с.

Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: учебник / Е.М. Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1990. – 406 с.

33. Соколов, Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: / Э.В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1994. – 280 с.

Трофимова, Р.П. История русской культуры: учеб. пособие / Р.П. Трофимова. – М.: Академический проект, 2003. – 607 с.

Черная, Л.А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2003. – 184 с.

 

Словарно-справочная литература

тура: терминологический словарь / под ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

2. Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь / В.Г. Власов. – СПб., 1998. – 672 с.

Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. – 672 с.

, 2001. – 403 с.

Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече: АСТ, 2003. – 510 с.

варь / Е.М. Кукина. – М.: Рус. язык — Медиа, 2005. – 484 с.

Культура и культурология: словарь / ред.-сост. А.И. Кравченко. – М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 927 с.

Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 415 с. [ а также любое другое издание ]

ненко. – М.: , 1999. – 405 с.

век: словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 630 с.

век: энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.

совый, К.А. Ревяко. – Минск: Беларусь, 1997. – 253 с.

Лисаковский, И.Н. Художественная культура: термины, понятия, значения: словарь-справочник / И.Н. Лисаковский. – М.: РАГС, 2002. – 239 с.

Мир русской культуры: энциклопедический справочник / науч. ред. Мячин А.Н. – М.: Вече, 1997. – 618 с.

нецовой Е.М. – М.: Вече: ОЛИСС, 2005. – 574 с.

Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 507 с.

пись; скульптура; графика: в 2 т. / гл. ред. В.М. Полевой. – М.: Искусство, 1986 – 1988. – Т. 1 – 750 с.; т. 2 – 682 с.

века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 1999. – 381 с.

Современный словарь по культурологии / отв. ред. В.В. Юрчук. – Минск: Современное Слово, 1999. – 736 с.

Современный словарь-справочник по искусству / под ред. А.А. Мелик-Поликаева. – М.: АСТ, 1999. – 816 с.

дугин – М.: Центр, 1998. – 592 с.

Хроника мировой культуры / сост. и гл. ред. С.В. Стахорский. – М.: Белый город, 2001. – 750 с.

Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – 478 с.

Эстетика: словарь / под ред. А.А. Беляева. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

 

Электронные ресурсы

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

сурс] / ДиректМедиа Паблишинг. – М.: Новый Диск, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

.

.

.

.

.

.

.

Тесты для самоконтроля

 

«Культура» с латинского переводится:

1. очеловечивание

2. развитие

3. развлечение

4. возделывание

 

Термин «культурология» ввел

1. Л. Уайт

2. Э. Тейлор

3. О. Шпенглер

А. Тойнби

 

Духовная культура:

синтез лучших достижений всех национальных культур

ную, художественную, религиозную и др. культуры

культура труда и материального производства

синтез культур различных классов и социальных групп общества

 

Мировая культура:

культура труда и материального производства

лектуальную, нравственную, художественную и религиозную культуры

синтез лучших достижений всех национальных культур

синтез культур различных классов и социальных групп общества

 

Согласно концепции О. Шпенглера

цивилизация – высшая форма функционирования культуры

цивилизация и культура – понятия идентичные

цивилизация и культура – понятия конфликтующие

цивилизация – определенный уровень развития культуры

 

Научное направление в культурологии, согласно которому культура – это совокупность всей информации, способов ее организации и сохранения:

   функционализм

   структурализм

   эволюционизм

   семиотическая концепция культуры

 

Понятие «осевое время» применительно к периодизации истории культуры было введено:

А. Тойнби

З. Фрейдом

К. Ясперсом

Ф. Ницше

ми культуры лежит в основе воззрений

Ф. Ницше

Н. Данилевского

З. Фрейда

К. Ясперса

 

Направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей:

гуманизм

рационализм

экзистенциализм

позитивизм

 

Синкретизм:

1. форма первобытной религии

2. взаимозависимость материального и духовного

3. единство всех форм бытия человека

 

Автор концепции «культурных суперсистем»:

1. М. Вебер

2. А. Тойнби

3. О. Шпенглер

4. П. Сорокин

 

Автор идеи пассионарности:

1. Л. Гумилев

2. В. Вернадский

3. К. Циолковский

4. Н. Бердяев

 

Оптимистическим взглядом на технику характеризуется

1. концепция культурно-исторических типов

2. концепция единого индустриального общества

3. концепция сверхчеловека

4. концепция психоанализа

 

Контркультура:

1. специфическая часть общей культуры общества

2. подпольная культура

3. неразвитая культура

4. культурные установки, противостоящие основной культуре

 

Аккультурация:

1. диалог культур

2. взаимодействие и взаимовлияние различного типа культур

3. подавление одной культуры другой

культурная независимость

 

Проблема массовой и элитарной культуры рассмотрена в работах

А. Шопенгауэра

Х. Ортеги-и-Гассета

З. Фрейда

О. Конта

 

Элитарная культура:

1. антипод массовой культуры

2. субкультура массовой культуры

3. ранняя форма культуры

4. эзотерическая культура

 

Автор концепции архетипов культуры:

1. Ф. Ницше

2. З. Фрейд

3. К. Г. Юнг

4. Г. Гегель

 

Автор концепции «цивилизация как вырождение культуры»:

1. О. Шпенглер

2. П. Сорокин

3. Н. Данилевский

4. А. Тойнби

 

Основатель учения о культурных кризисах:

1. О. Шпенглер

2. А. Тойнби

3. З. Фрейд

4. Ф. Ницше

 

стов из 30 стран мира по вопросам культуры:

1. ООН

2. ЮНЕСКО

3. Парижский клуб

4. Римский клуб

 

Попкультура:

1. культура попов

2. популярная культура

3. массовая культура

4. молодежная культура

 

ры:

1. демографическая диспропорция

2. средства массовой информации

3. научно-техническая революция

4. ядерное оружие

 

Субкультура:

1. культурные установки, противостоящие основной культуре

2. подпольная культура

3. специфическая часть общей культуры общества

4. неразвитая культура

 

Сциентизм:

   абсолютизация роли техники в системе культуры

   абсолютизация роли науки в системе культуры

   технизация окружающей среды

   предпочтение научного развития

 

Появление наскальной живописи:

1. верхний палеолит

2. мезолит

3. неолит

4. бронзовый век

 

Виды «первобытной письменности»:

1. клинопись

2. пиктография

3. иероглифы

4. линейное письмо

 

Древнейшая на Земле письменность – клинопись – принадлежит

древним шумерам

египтянам

финикийцам

хеттам

 

Первый искусственный материал, изобретенный человечеством:

целлюлоза

полиэтилен

мельхиор

огнеупорная глина

 

Знаменитый свод законов – Кодекс Хаммурапи – появился в

Вавилонии

Персии

Индии

Пергамском царстве

 

 

Самая древняя из культур Междуречья:

шумеро – аккадская культура

халдейская культура

ассиро – вавилонская культура

иранская (персидская) культура

 

Религия:

социальный институт

определенное мировоззрение и действия, основанные на вере

название секты

феномен первобытной культуры

 

Вероисповедание:

история догматов

церковная история

культовая практика

принадлежность к религиозной системе

 

Национальные религии:

религии Древнего мира

монотеистические религии

политеистические религии

религии, исповедуемые представителями одной национальности

 

Секта:

нию к господствующему религиозному направлению

система догматов произвольного содержания

всякое объединение верующих

мировоззрение религиозного индивида

Иудаизм:

религия Древнего Ирана

то же, что индуизм

самая древняя мировая религия

религия древних и современных евреев

 

Анимизм:

деятельность богов

вера в существование душ и духов

религиозный экстаз

культ животных

 

Магия:

культ предков

культ неодушевленных предметов

вера в существование душ и духов

вера в сверхъестественные способности человека

 

Согласно Библии Иисус Христос родился в городе

Иерусалиме

Вифлееме

Назарете

Иерихоне

 

«Библия» с греческого означает:

1. закон

2. канон

3. книги

4. слово Бога

 

Ветхий завет считается священной книгой:

1. в иудаизме

2. в христианстве

3. в иудаизме и христианстве

4. в католицизме, православии и протестантизме

 

Нирвана:

культовая процессия

христианский обряд

освобождение души от законов кармы

религиозный экстаз

 

Осирис:

божество в Древней Индии

божество в Древнем Египте

герой шумеро-аккадского эпоса

бог в Древней Греции

 

Слово «Евангелие» в Библии означает

благая весть

священное писание

откровение

слово Бога

 

Библия:

догмат мусульманства

сборник ритуальных текстов универсального содержания

священная книга христианства

священный текст буддистов

 

Имя бога, который, согласно мифу, был первым правителем Древнего Египта, научил людей обрабатывать землю, создал первые законы:

1. Ра

2. Осирис

3. Амон

4. Тот

 

Ритуал:

церковная обрядность

мифологические ценности

культовые процессии

исторически сложившаяся форма символического поведения

 

Мифология:

представление о родственной связи с каким-то видом животных или растений

совокупность преданий о деятельности богов

вера в существование душ и духов

культ неодушевленных предметов

 

Буддизм:

учение внутри христианства о душе

разновидность ислама

то же, что синтоизм

одна из мировых религий

 

Город на Аравийском полуострове, связанный со становлением ислама и названный в честь Мухаммеда «город пророка»

1. Мекка

Медина

Никея

Иерихон

 

Язычество:

то же, что мифология

вера в существование душ и духов

часть пантеона

политеистические верования

 

Возникновение христианства:

век до н. э.

. э.

века

века

 

Заповеди:

каноны религиозного искусства

основоположения синтоизма

предписанные свыше морально-этические нормы

элементы джайнизма

 

Фетишизм:

любой религиозный обряд

культ неодушевленных предметов

вера в сверхъестественные способности человека

культ предков

 

Коран:

священная книга мусульман

часть Библии

религиозный обряд иудеев

история религиозных войн

 

Таинства:

языческий ритуал

основные элементы христианского культа

элемент социологии религии

изложение священного текста

 

В основе мифа лежит

1. архетип

2. артефакт

3. коллективное бессознательное

4. индивидуальное бессознательное

 

Жертвоприношение:

приношение даров богам и духам как часть культа

фетиш

вера в существование душ и духов

ритуал

 

Самая ранняя из египетских пирамид, воздвигнутая около 4 тыс. лет назад, принадлежала фараону

1. Джосеру

Аменхотепу IV

3. Хеопсу

Рамзесу II

 

вый культ бога Атона-Ра:

1. Тутанхамон

2. Джосер

3. Эхнатон

Рамзес II

 

невековьем и Возрождением:

Ариосто

Данте Алигьери

Петрарка

Вергилий

 

Первый университет в Европе был открыт в

Болонье

Кельне

Оксфорде

Париже

 

ры, автор лозунга «Назад к природе»:

Ж.-Ж. Руссо

Ф. М. Вольтер

Р. Декарт

Б. Спиноза

 

Возрождение:

период в истории человеческой культуры, связанный с утверждением гуманистической философии с переосмыслением роли человека в историческом процессе, возвращением ему места центральной фигуры мироздания

тересом к античной культуре и попытками ее воссоздания в разных областях интеллектуального и художественного творчества

период, покончивший с исключительно теологическим пониманием исторического процесса и явлений природы

ленные в данном пункте определения

 

Протестантизм:

совокупность христианских сект

направление христианства, оппозиционное другим

часть христианского культа

совокупность христианских сект

 

Художник эпохи Возрождения, автор картины «Джоконда» и др.:

Рафаэль

Микеланджело

Леонардо да Винчи

Тициан

 

Стиль кубизм связан с именем

А. Массона

С. Дали

К. Малевича

П. Пикассо

 

Философию «сверхчеловека» провозгласил

А. Шопенгауэр

О. Конт

Ф. Ницше

Л. Фейербах

 

Импрессионизм в живописи представлен именем

Д. Веласкеса

Э. Мане

К. Коро

Г. Курбе

 

«Вторым Римом» называют

1. Константинополь

2. Иерусалим

3. Александрию

4. Карфаген

 

люции органического мира Земли:

К. Линней

Ч. Дарвин

А. Лавуазье

Д. Уатт

 

Импрессионизм как художественный стиль сформировался в

скандинавских странах

Англии

Франции

Германии

 

века, связанное с борьбой за обновление католической церкви:

Реформация

Просвещение

Контрреформация

Возрождение

 

Средневековый монашеский орден, главной функцией которого являлась инквизиция:

бенедиктинский

францисканский

Св. Кассиодора

Доминиканский

 

Тезис «Я мыслю – следовательно, я существую» выдвинул

Вольтер

Р. Декарт

Ж.Ж. Руссо

Б. Спиноза

 

«Отцом схоластики» считается

С. Боэций

Ф. Аквинский

Ф. Кассиодор

А. Августин

 

«Пьета» («Оплакивание») – произведение

Леонардо да Винчи

Микеланджело

Донателло

Рафаэля

 

К сюрреализму принадлежит творчество

Ж. Брака

С. Дали

Р. Раушенберга

М. Вламинка

 

Художественные стили западноевропейского Средневековья:

романика и готика

барокко и классицизм

модерн и эклектизм

рококо и эклектизм

Концепцию «русской идеи» разрабатывали

К. Циолковский, В. Вернадский

Н. Данилевский, П. Сорокин

В. Соловьев, Н. Бердяев

А. Лосев, М. Бахтин

 

Центры книжности и образования в XV веке на Руси:

монастыри

приходские школы

семинары

университеты

 

ся с наибольшей силой на Руси:

Симеон Черный

Феофан Грек

Андрей Рублев

Симон Ушаков

 

Распространенные литературные жанры Древней Руси:

дифирамб, стансы

летопись, житие, слово

роман, повесть, рассказ

все перечисленные в этом пункте

 

Московский Художественный театр был основан

Е. Б. Вахтанговым

К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко

А. Я. Таировым

В. Э. Мейерхольдом

 

В основе древнерусской письменности лежит

алфавит древних греков

клинопись

пиктографическое письмо

иероглифические письмена

 

Первая книга, напечатанная Иваном Федоровым:

История государства Российского

Повесть временных лет

Апостол

Букварь

 

Русские поэты, представители «Серебряного века»:

М. Лермонтов, А. Пушкин, Ф. Тютчев

Н. Гумилев, М. Цветаева, А. Блок

А. Твардовский, Е. Евтушенко, М. Исаковский

К. Батюшков, А. Дельвиг, Д. Веневитинов

 

Парсуна:

портрет, написанный в традициях иконописи

вид портрета, выполненный масляными красками

самостоятельный живописный жанр

вид иконы

 

демии наук:

А. К. Нартов

М. В. Ломоносов

П. Я. Гамалея

С. Я. Разумовский

 

Победе на Куликовском поле посвящено

«Слово о полку Игореве»

Сказания о граде Китеже»

«Задонщина»

«Житие Александра Невского»

 

Идея «Москва – третий Рим» сформировалась в период правления

I

Михаила Романова

Федора Иоановича

III

 

Икона «Троица» писалась Андреем Рублевым для

Андронникова монастыря

Успенского во Владимире

Троицкова собора в Троице – Сергиевой лавре

Благовещенского собора в Московском Кремле

 

Страна, оказавшая преимущественное влияние на становление русской средневековой культуры:

Болгария

Священная Римская империя

Хазария

Византия

 

Первая на Руси высшая школа:

Навигацкая школа

Славяно-греко-латинская академия

Киево-Могилянская академия

Московский университет

 

Славянские азбуки, созданные Кириллом и Мефодием:

1. буквица

2. глаголица

3. азбука

4. мефодица

 

Цель художников Товарищества передвижных выставок:

заработать средства на воплощение новых проектов

воплотить идею о замкнутости мира служителей искусств

завоевать расположение элитарной публики

4. донести достижения русской живописи до самых разных уголков России, до широких зрительских масс

 

Московский университет был создан по инициативе

1. М.В. Ломоносова

Петра I

Екатерины II

4. Елизаветы Петровны

 

«Русская правда», созданная при Ярославе Мудром:

1. летопись

2. газета

3. обращение к народу

4. свод законов

 

Место поклонения языческим богам у восточных славян:

1. храм

2. капище

3. святилище

4. мавзолей

 

Божества славян-язычников:

1. Велес и Даждь-бог

2. Исида и Анубис

3. Зевс и Афина

4. Янус и Лары

 

Первый русский правитель, ставший христианином:

1. Ольга

2. Святослав

3. Владимир

4. Иван Грозный

 

Христианизация:

1. то же, что крещение

2. введение христианства в качестве государственной религии

3. предание культуре христианского характера

4. борьба с неграмотностью народа

 

Тип храма, заимствованный русичами у греков:

1. крестово-купольный

2. шатровый

3. ярусный

4. клетский

 

Древнейший, полностью сохранившийся храм Древней Руси:

1. церковь Богородицы в Киеве (Десятинная)

2. храм Святой Софии в Киеве

3. храм Святой Софии в Новгороде

4. Спасский собор в Чернигове

 

Архитектор Успенского собора в Кремле:

1. Федор Конь

2. Аристотель Фиораванти

3. Барма и Постник

4. Алевиз Новый

 

Издатель первого печатного букваря в России:

1. Иван Федоров

2. Петр Мстиславиц

3. Василий Бурцов

4. Франциск Скорина

 

«Великие Четьи-Минеи»:

1. свод законов государства Российского

2. древнерусское название Библии

свод правил поведения, узаконенных Петром I

4. собрание церковных произведений, включающее жития святых

 

Инициатор проведения церковной реформы в России:

Петр I

Екатерина II

3. патриарх Никон

4. патриарх Тихон

 

Автор Пятикнижия:

1. Моисей

2. Соломон

3. Давид

4. Самуил

 

Секуляризация:

   освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви

   закрытие монастырей, изъятие церковного имущества

   запрещение исповедания

   то же, что и атеизм

 

 

культурология

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *