Урок химии Классификация химических реакций. 8-й класс

  • Леонова Ирина Викторовна, учитель химии

Цель урока: систематизировать уже имеющиеся знания учащихся о химических реакциях с помощью классификации химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Содержание учебного материала урока

Основным этапом урока является знакомство с классификацией химических реакций по количеству вступивших и получившихся веществ и по их составу. Изучение проводится на основе повторения и закрепления ранее изученного материала о простых и сложных веществах, химических реакциях, химических формулах. Рассматриваются реакции соединения, замещения, разложения, обмена с использованием лабораторных и демонстрационных опытов.

Методические приемы: лабораторная работа; демонстрационный опыт; самостоятельная работа; ребус как фрагмент дидактической игры.

Рекомендации по подготовке и проведению урока

Урок насыщен фактическим материалом, предлагаемым автором данной программы и поурочного планирования. Частичная визуализация объектов через использование ИКТ позволяет сделать работу на уроке более осмысленной. Такие уроки требуют переключения деятельности учащихся с целью усвоения материала, поддержания интереса к предмету, сохранения комфортной психологической обстановки. Ребус, представленный в ходе урока, рефлексия занимают немного времени и способствуют продуктивной деятельности учащихся. При подготовке к данному уроку учителю необходимо продумать этапы проведения лабораторных и демонстрационных опытов, информацию, представленную на слайдах при использовании ИКТ. При отсутствии возможности использования ИКТ применение фрагментов дидактических игр и рефлексии остается. Учитель должен четко определить временные рамки каждого этапа урока и соблюдать их при проведении.

Ход урока

Этап актуализации знаний. Повторение изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня мы продолжим разговор о химических реакциях. Для этого повторим некоторые сведения о веществах и химических превращениях. Возьмите каточки, разложенные на столах, подпишите фамилию и ответьте на вопросы, предложенные на слайде. Время работы – 5 минут.

Учащиеся работают самостоятельно по заданиям на индивидуальной карточке и на слайде презентации (Приложение 1).

Задание на карточке учащегося (Приложение 2):

I вариант

II вариант

Напишите определение:

Химическое явление – …

Уравнение химической реакции – …

Выберите из предложенных веществ

простые

сложные

N2; CO2; H2O; HCl; O3; Сu; Fe2O3; H2

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Отложите карточки и посмотрите на следующий слайд. С помощью общепринятых правил разгадывания ребусов в третьей строчке своей карточки запишите получившееся у вас слово. (1 минута).

Учащиеся отгадывают ребус и записывают на карточку получившееся слово..

Проверим задание. У кого получилось слово целиком?

Классификация. (Можно проверить слово по частям, соответствующим картинкам: класс (убрать букву «с»), сифон (убрать буквы «о», «н»), акация (первую букву «а» заменить на букву «и»)).

Проверим на слайде. Запишите тему урока в тетрадь.

Учащиеся записывают тему урока со слайда (Приложение 1).

На слайде появляется разгаданное слово и дополняющие слова, формулирующие тему урока:

Этап усвоения новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На предыдущих уроках мы знакомились с химическими явлениями или химическими реакциями, с условной записью уравнений химических реакций на основании закона сохранения массы веществ. Сегодня мы попытаемся дать первую классификацию химическим процессам на основе имеющихся знаний.

I. Давайте вспомним опыт, проведенный на прошлом уроке – горение магния. Опишите признаки этой химической реакции.

Один из учащихся описывает признаки химической реакции горения магния:
Выделение тепла и света, исчезновение общих свойств металла, образование порошкообразного вещества белого цвета.

На экране появляется видеофрагмент проведения опыта (Приложение 3).

Сколько веществ вступило в химическую реакцию?

Два.

А образовалось?

Одно.

Давайте представим схему реакции. Запишите уравнение химической реакции в тетради. Проверим (Слайд).

2Mg + O2 = 2MgO

Учащиеся составляют уравнение реакции горения магния в тетради и проверяют по слайду (Приложение 1)

2Mg + O2 = 2MgO

Итак, в химическую реакцию вступило, соединилось два вещества, а образовалось одно вещество. Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция?

Соединения.

Правильно. Запишите, пожалуйста, определение данного типа реакции со стр. 36 в учебнике. Повторим еще раз.

Один из учащихся дает определение реакции соединения.
Химические реакции, в которые вступают два вещества и более, а получается одно более сложное вещество, называются реакциями соединения.

II. Давайте рассмотрим следующий тип химических реакций. Для этого необходимо провести лабораторный опыт. Работать будем со спиртовкой, поэтому вспомните, пожалуйста, как работают со спиртовкой, как закрепляют пробирку в лапке штатива, как прогревают пробирку в пламени спиртовки.

Ученик 1. Спиртовку зажигают спичкой, сняв колпачок. Горящая спиртовка должна стоять на платформе штатива, переносить ее с места на место нельзя. Погасить пламя спиртовки можно следующим образом: поднести колпачок сбоку к пламени и накрыть пламя.

Ученик 2. Пробирку укрепляют в лапке штатива на расстоянии 1-1,5 см от отверстия. Пробирка должна быть укреплена достаточно плотно, но так, чтобы ее можно было вращать. Слишком сильное сжатие пробирки может привести к тому, что она лопнет.

Пробирку с веществом прогревают всю два-три раза, а затем нагревают только ту часть, где находится вещество.

Запишите название лабораторного опыта в тетради.

Учащиеся записывают название опыта и приступают к его выполнению.

Лабораторный опыт «Разложение основного карбоната меди (II)».

Укрепите пробирку в штативе. В пробирке находится вещество основной карбонат меди (II). Опишите его физические свойства. Нагрейте вещество. По каким признакам вы можете определить, что прошла химическая реакция?

Ученик 1. Вещество тврдое, бледно-зеленого цвета. В процессе реакции изменило цвет с бледно-зеленого на черный.

Ученик 2. На стенках пробирки появились капли воды.

Приведите рабочее место в порядок. Погасите пламя спиртовки. Ответьте на вопросы. Сколько веществ первоначально вступило в реакцию?

Одно.

Сколько веществ образовалось?

Мы заметили два вещества: черный порошок и вода.

Посмотрите, как записывается уравнение данной химической реакции на слайде и объясните, почему вы не увидели еще одно вещество? (Приложение 1)

Третьим получившимся веществом в этой реакции является углекислый газ. Он не имеет цвета и запаха.

Проверьте записанное вами уравнение химической реакции и определите тип данного процесса, используя стр.36, запишите определение в тетрадь.

(CuOH)2CO3 = 2CuO + CO2 + H2O

Учащиеся записывают уравнение реакции и определение реакции разложения. Затем один из учащихся повторяет записанное определение. Химические реакции, когда из одного более сложного вещества получается несколько более простых веществ, называются реакциями разложения.

III. С помощью следующего лабораторного опыта рассмотрим еще один тип химических реакций. Работать будем капельным методом. Одно из веществ, участвующих в реакции, – кислота. Работают с кислотами аккуратно и осторожно. Запишите название опыта.

Учащиеся записывают название опыта в тетрадь.

Лабораторный опыт «Взаимодействие цинка с соляной кислотой».

Возьмите планшет для проведения реакций капельным методом. В одной из ячеек планшета находится гранула цинка. Рассмотрите металл. Добавьте в ячейку небольшое количество соляной кислоты. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?

Учащиеся выполняют опыт под руководством учителя. Описывают наблюдения.

Ученик. Наблюдается выделение газа. Это признак химической реакции.

Правильно. Давайте запишем уравнение химической реакции в тетрадь, проверим его. (Приложение 1)

Рассмотрим с точки зрения состава веществ, какие вещества вступили в реакцию, а заодно еще раз проверите задание 2 на своей карточке.

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Ученик 1. Цинк состоит из атомов одного вида, следовательно, цинк – простое вещество.

Ученик 2. Молекула соляной кислоты состоит из атомов разного вида, следовательно, соляная кислота – сложное вещество.

Т.е. в данную реакцию вступили простое вещество и сложное вещество. А получились?

Получились два вещества. Одно простое – водород. Одно сложное.

Это сложное вещество называется хлорид цинка. Подпишите название вещества под его формулой. Найдите определение данного типа реакций в учебнике на стр. 36, запишите его в тетрадь. Проверим.

Учащиеся подписывают названия веществ, проверяя себя по слайду.
Записывают определение в тетрадь, один из учащихся повторяет.

Ученик. Реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе, называются реакциями замещения.

IV. Четвертый тип реакций – это реакции обмена. Более подробно мы познакомимся с ними позже, а сейчас посмотрим опыт, определим признаки реакции и запишем в тетрадь уравнение химической реакции и определение.

Демонстрационный опыт: «Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария».

Учащиеся записывают в тетрадь название опыта «Взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария».

В химическом стакане находится раствор вещества сульфата натрия. Опишите его видимые свойства.

Ученик. Бесцветное вещество, хорошо растворимое в воде.

Добавим в стакан раствор другого вещества – хлорида бария. По каким признакам можно судить, что прошла химическая реакция?

Изменился цвет. Стал белый и непрозрачный.

Говорят, выпал осадок, образовалось нерастворимое вещество. Давайте вместе запишем уравнение реакции.

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

Обратите внимание, если вещество не растворяется в воде, то при написании уравнения химической реакции рядом с формулой вещества ставится стрелка вниз. Подпишем названия под формулами веществ:
сульфат натрия, хлорид бария, хлорид натрия, сульфат бария (Приложение 1).

Учащиеся записывают уравнение реакции в тетрадь

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4↓,

подписывают названия веществ.

Обратимся к составу веществ. В данную реакцию вступили два сложных вещества и образовались два сложных вещества. В процессе реакции они поменялись, обменялись составными частями, поэтому данный тип реакций называется реакциями обмена. Запишем определение в тетрадь. Реакции, в ходе которых сложные вещества обмениваются составными частями, называются реакциями обмена.

Учащиеся записывают определение реакции обмена.

Реакции, в ходе которых сложные вещества обмениваются составными частями, называются реакциями обмена.

Этап закрепления полученных знаний

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, проверим, что усвоилось, и повторим пройденное. Возьмите свои карточки и выполните оставшиеся задания, опираясь на запись

Учащиеся работают самостоятельно по карточкам, полученным в начале урока (Приложение 2).

I вариант

II вариант

Выберите схемы уравнений химических реакций, соответствующие реакциям. Расставьте коэффициенты

Соединения

Разложения

Обмена

Замещения

Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O; Li + O2 → Li2O; CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

Li2O + H2O → LiOH; HCl + MgO → MgCl2 + H2O; HNO3 → NO2 + H2O + O2

Этап рефлексии (Приложение 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На обратной стороне карточки вам предложено оценить сегодняшний урок по 10-балльной шкале в соответствии с некоторыми критериями. Поставьте баллы и соедините получившиеся точки в фигуру.

Учащиеся оценивают урок, свою деятельность на уроке, комфортность на предложенной схеме. Сдают листочки с работой.

Учитель. Запишите домашнее задание 16, упр. 5-7, стр. 47-48. Сдайте листочки с работой. Урок окончен.

Список использованных источников

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия. 8 класс»
  2. Internet-ресурсы:
  • http://him.1september.ru/urok/:
  • Н. Левичева, Т. Синчук. «Реакции обмена. 8 класс» (N16/2006)
  • Н. Левичева, Т. Синчук. «Реакции замещения. 8 класс» (N10/2006)
  • Н. Коршунова. «Контрольные тесты. 8 класс» (N28/2004)
  • http://youtu.be/IPGdrnGcVmw
  • http://experiment.edu.ru/catalog.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *