Урок русского языка. 2-й класс. Упражнения на написание предлогов

  • Карташова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

Цель: формировать умение писать предлоги отдельно.

Задачи: обучение учащихся доказательности ответов, формулировке
правила написания предлогов на основе подводящих вопросов и упражнений;

развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания), устной и
письменной речи;

воспитание коммуникативной культуры.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник «Русский язык. 2 класс». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова;
  • карточки с дифференцированными заданиями для учащихся:
    • репродуктивный уровень (Приложение 1),
    • репродуктивно-продуктивный уровень (Приложение 2),
    • продуктивно-творческий уровень (Приложение 3);
  • анкета самоанализа работы учащихся на уроке (Приложение
    4).

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Физкультурная минутка.
  4. Создание проблемной ситуации.
  5. Решение проблемы.
  6. Закрепление (Тренировочные упражнения).
  7. Итог.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приложение. Слайд №1)

Мудрым никто не родился, а научился. (Слайд №2)

— Как понимаете значение слова «мудрый».

А вот так объясняет его значение толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова:

Мудрый – обладающий большим умом, знанием, опытом.

— Как вы понимаете пословицу? (Чтобы стать мудрым, нужно многому
научиться.)

— Можно сразу стать мудрым? (Нет, нужно много времени.)

Надеюсь, что сегодняшняя работа на уроке обогатит вас знаниями.

II. Актуализация знаний.

— Какой большой раздел изучаем? (Слово. Части речи.)

— Какие части речи знаете? (Имя существительное, имя прилагательное,
глагол, предлог.)

Выполните задание по карточке (индивидуально каждым учеником).

Карточка. Задание №1. (Слайд №3)

Вставьте пропущенные буквы.

Улетела в…юга злая.
Принесли тепло гр…чи.
Побежали друг за другом
Беспокойные руч…и.
По лугам несутся смело,
По тропинкам, на поля.
Зацвела, похорошела
Отдохнувшая з…мля.

А.Усанова

Проверка. (Слайд №4)

— Подберите заголовок к стихотворению. (Весна.)

Упражнения на весеннюю тему помогут стать мудрее.

— Какие буквы вставили?

Докажите правильность написания безударных гласных в словах грачи, земля.

Отложите карточки.

Запишите в тетрадь первое предложение. Укажите части речи. 2 человека
работают у доски.

Самопроверка. (Слайд №5)

В тексте стихотворения найдите предлоги (за, на, по). Запишите их вместе со
словами, которым они служат в предложении.

За другом, по лугам, по тропинкам, на поля.

Выделите предлоги.

— Какие предлоги ещё знаете? (Через, в, по, около, …)

— Что знаем о предлогах? (Слайд №6)

Предлог – служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

Служат для связи слов в предложении.

Перед глаголами предлоги не употребляются.

Пишутся отдельно.

III. Физкультурная минутка.

(Слайд №7)

Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем —
Руки сложим назад.

— Какие предлоги услышали?

IV. Создание проблемной ситуации.

Составьте предложения из слов: появились, на, лужи, дорогах.

(Слайд №8)

— Какой предлог? (На.)

Составляют устно. Запишем.

2 человека пишут с разных сторон доски маркером.

— Посмотрим, как написал… (Надорогах появились лужи.)

— А как …? (На дорогах появились лужи.)

— Задание было одно? (Да.)

— А записи одинаково? (По- разному.)

— А должно быть? (Одинаково.)

— Почему так получилось? Что усвоено нами непрочно? (Как правильно писать
предлоги.)

— Какая же тема урока? (Правильное написание предлогов.)

Точнее, упражнения в правильном написании предлогов с другими словами в
предложении.

— Какую цель поставим? (Потренироваться в правильном написании предлогов
со словами.)

(Слайд №9)

V. Решение проблемы.

— Вспомним, что такое предлог. (Короткое слово.)

— А как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)

— Сколько слов было записано на доске? (4)

— А у тебя, …?

Исправь ошибку.

— Как же пишутся предлоги?

Проверим ещё раз наши рассуждения с учебником с. 55.

— Как ещё можно доказать, что предлоги пишутся отдельно?

Я записала две подсказки.

— Какой части речи служит предлог? (Существительному.)

Посмотрите на запись первого столбика:

(Слайд №10)

  • на (чём?) дорогах;
  • по (чему?) дороге;
  • к (чему?) дороге.

— Что появилось между предлогом и существительным? (Вопрос.)

Посмотрите на запись второго столбика:

  • на пыльных дорогах
  • на наших дорогах
  • на просёлочных дорогах

— Что появилось между предлогом и словом? (Другое слово.)

— Как же доказать, что это предлог и писать его надо отдельно? (Вставить
вопрос или другое слово.)

Опора. (Слайд №11)

VI. Закрепление (тренировочные упражнения).

1. Выборочный диктант.

Выписать слова с предлогами.

  • Придёт весна в лес. Набухнут почки на деревьях. Оживёт под снегом
    молодая травка.

Используя опорную таблицу, доказывают, что это предлог.

2. Работа в парах.

Найдите предлоги. Исправьте ошибки, если они есть.

Карточка. Задание 2. (Слайд №12)

Похудел сугроб ушколы,
Разговор ведут ручьи,
И уже на ветках голых
Уреки галдят грачи.

Самопроверка. (Слайд №13)

Физкультурная минутка.

Раз – подняться, подтянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Самостоятельная работа.

3. Дифференцированные задания.

Приложение 1 (репродуктивный уровень).
Приложение 2 (репродуктивно-продуктивный уровень).
Приложение 3 (продуктивно-творческий уровень)

Карточка. Задание 3.
Упр. 89 с. 57

Репродуктивный уровень.
Списать предложения. Подчеркнуть предлоги.

  • Воробьишки весело купаются в лужах. Скоро на ветках орешника появятся
    серёжки. А поля ещё спят под снегом.

Репродуктивно-продуктивный уровень.
Списать текст упражнения 89. Вставить предлоги.

Продуктивно-творческий уровень.
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в
тетрадь.

  • Пришла тёплая весна. Нареке треснул лёд. Поводе поплыли льдины. Надрекой
    кружили птицы.

VII. Итог.

(Слайд №14)

Закончите предложения.

Предлоги со словами пишутся….

Между предлогом и словом можно поставить … или другое ….

VIII. Рефлексия.

(Слайд №15)

Заполните анкету самоанализа работы на уроке (Приложение
4).

Встаньте те, кто считает, что урок помог стать ему мудрее.

IX. Домашнее задание.

С. 55 – правило.

Задание на карточках.

Прочитайте. Запишите предложения с предлогами.

Дружная весна.
Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. На лесных озёрах треснул лёд.
Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Кричат весёлые
воробьи.

Литература:

  1. Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х
    ч. Ч.2. — М.: «Просвещение», 2010.
  2. Жиренко О.В., Обухова Л.А.. Поурочные разработки по русскому языку. —
    М.: «Вако», 2011.
  3. Тикунова Л.И. Канакина В.п. Сборник диктантов и творческих работ. — М.:
    «Просвещение», 1992.
  4. 1200 упражнений по русскому языку1-3 класс / авторы-составители Антипова
    М.Б., Грабчикова Е.С., Гулецкая Е.А., Верниковская А.В. — Мн.: ООО «Юнипресс»,
    2001.

Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *